Политика в области цифровой трансформации
Для обеспечения и функционирования основных видов деятельности МИЭТ имеет развитую инфраструктуру, сервисы и процессы автоматизации. Телекоммуникационное и серверное оборудование от мировых производителей и применение современных решений при внедрении сетевых сервисов позволили реализовать модель «IT как услуга» и создать в виде «частного облака» информационную среду коллективного пользования. Внедрены сервисы Единой системы идентификации и авторизации (ЕСИА), видеоконференций, корпоративной почты, удаленного доступа (VPN) и т. д.
МИЭТ в числе первых вузов внедрил технологические решения общемировой учебно-научной беспроводной сети Wi-Fi EDUROAM, Суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн», а для продвижения Университета на глобальные образовательные и научные рынки порталы в МИЭТ поддерживают индексные системы типа Webometrics и 4icu.org.
С целью эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса используется разработанная в Университете корпоративная информационно-технологическая платформа ОРИОКС (свидетельство о госрегистрации № 2017611581 от 06.02.2017).
Политика в области цифровой трансформации неотделима от реализации всех политик МИЭТ и соотносится с политикой цифровизации на государственном уровне в соответствии со «Стратегией цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования». Развитая инфраструктура и современные технологии не являются сами по себе трансформирующим фактором, однако являются базисом, без которого невозможна цифровая трансформация. Поэтому продолжение технологической модернизации МИЭТ остается приоритетным направлением цифровой трансформации.
Основная цель политики цифровой трансформации — достижение цифровой зрелости Университета для обеспечения качества его образовательной, научной и инновационной деятельности.
Осуществление политики в области цифровой трансформации МИЭТ базируется на следующих принципах и подходах:
1. Цифровая коллаборация «образование – наука – инновации – партнеры»,направленная на решение задачи подготовки высококачественных кадров и становления МИЭТ как ядра образовательной экосистемы.
2. Цифровая трансформации всех процессов деятельности, направленная на сохранение цифровых следов и мониторинга состояния процессов с целью повышения их эффективности и бесшовного обмена данными между партнерами.
3. Образование с использованием цифровых сервисов, электронных образовательных продуктов, цифровых инструментов поиска.
4. Использование цифровых сервисов, программных и программно-аппаратных средств автоматизации проведения научных исследований и сопровождения выполняемых НИОКР.
5. Внедрение адаптивного превентивного управления, основанного на предикативной и предписывающей аналитике, что позволит существенно повысить качество принятия управленческих решений.
6. Формирование высокопроизводительных команд цифровой трансформации за счет внедрения культуры и методик DevOps.
Ключевые направления:
1. Разработка единых комплексных подходов к цифровой трансформации всех направлений деятельности вуза для обеспечения системности, гибкости и трансоперабельности архитектуры цифровой трансформации.
2. Модернизация инфраструктуры – формирование условий и механизмов, направленных на повышение уровня зрелости цифровизации Университета, соответствующей современным техническим и технологическим требованиям.
3. Развитие цифровых сервисов, охватывающих все виды бизнес-процессов вуза для следующих видов деятельности: образовательной деятельности и обучения; научной деятельности и инноваций; администрирования и обеспечивающих процессов; управления инфраструктурой; управления кампусом; финансово-хозяйственной деятельности.
4. Управление накоплением данных с повышением их качества для принятий решений, в том числе с использованием технологий ИИ.
5. Управление человеческим капиталом – формирование цифровых компетенций, позволяющих сотрудникам и обучающимся максимально использовать потенциал современных технологий.
Планируемые результаты:
1. Относящиеся ко всем видам деятельности:
1.1 Модернизирована инфраструктура в соответствии с актуальными технологическими решениями.
1.2 Созданы цифровые сервисы планирования, управления, информационного сопровождения, совместной работы (в том числе с внешними субъектами).
1.3 Обеспечен бесшовный доступ с мобильных устройств к различным цифровым сервисам.
1.4 Внедрен комплекс информационной безопасности сервисов и платформенных решений с автоматизированной системой мониторинга состояния и управления элементами информационной инфраструктуры.
1.5 Внедрен электронный документооборот во всех процессах Университета.
2. По образовательной деятельности:
2.1 Изменены формы и содержание образовательных процессов, цифровая модернизация самих образовательных продуктов в соответствии с требованиями к новым кадрам для электронной отрасли, IT и цифровой экономики.
2.2 Цифровизованы все процессы образовательной деятельности с внедрением инновационных технологий, инструментов, цифровых платформ, использование методов ИИ для персонализации обучения и цифровизации оценки качества обучения.
2.3 Разработаны цифровые депозитарии и интерактивные ресурсы: VR/AR, онлайн-тренажеры и симуляторы, виртуальные лаборатории, тренировочные комплексы и т.д. с обеспечением открытого доступа.
3. По научной деятельности:
3.1 Внедрена отечественная цифровая система управления научно-исследовательской инфраструктурой и процессом предоставления научных услуг и ресурсов — Research IMS.
3.2 Развитие сервисов по учету и анализу результатов научной деятельности с возможностью предоставления в формате открытых данных.
4. По инновационной деятельности:
4.1 Внедрение отечественных безбумажных технологий информационной поддержки выполнения НИОКР на основе систем управления проектами, ресурсами организации, производством.
4.2 Внедрение цифровых платформ управления Консорциумом, а также сквозными научно-техническими проектами и инфраструктурой на базе создаваемого в МИЭТ Управления инновациями.
5. По развитию кадрового потенциала:
5.1 Внедрен сервис «Личный кабинет», обеспечивающий эффективное взаимодействия всех участников HR-процессов.
5.2 Автоматизированы HR-процессы с расширением аналитических возможностей для принятия управленческих решений.
5.3 У сотрудников сформированы цифровые компетенции для поддержки цифровых процессов.
6. По финансовой деятельности:
6.1 Интегрированы системы электронного документооборота, управления планом финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского и кадрового учета, сопровождения закупок, внешних платежно-расчетных и иных аналогичных систем.
Ожидаемые эффекты от реализации политики, их влияние на достижение национальных целей развития государства, отрасли, цифровой экономики:
-
принципиальные изменения в образовательном процессе и повышение качества подготовки элитных специалистов за счет непрерывной независимой оценки качества компетенций обучающихся и образовательной деятельности в цифровой среде;
-
повышение качества и ускорение горизонтальных коммуникаций между всеми стейкхолдерами за счет единой цифровой среды взаимодействия;
-
расширение возможностей использования современных инструментов разработки и выхода на микроэлектронное производство за счет обеспечения доступа университетским дизайн-центрам и малым инновационным компаниям из регионов РФ к единому технологическому сервису (аналогу программы Europractice);
-
ускорение внедрения результатов прорывных исследований в высокотехнологичную промышленность на основе использования баз данных технологических параметров с применением методов обработки больших данных.
Институциональным изменением, направленным на реализацию политики, станет создание Центра по координации цифровой трансформации, в задачи которого войдет создание системы нормативно-правового, методологического и методического обеспечения для постоянного развития цифровой среды для всех участников бизнес-процессов Университета (внутренних и внешних) в образовательной, исследовательской и проектной деятельности.